bibsel@yandex.ru   тел. (496) 342-91-09

Основное меню


Поиск


Афиша



Интернет

Instagram


Ссылки



Госуслуги



Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728


Форма входа


Архив записей


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


22.09.2017, 02:11
Главная » 2015 » Февраль » 28 » Литературно-музыкальный вечер Михаила Львовича Матусовского
15:42
Литературно-музыкальный вечер Михаила Львовича Матусовского

Ссылка на видео в YOUTUBE

В этом году любители поэзии и песен отмечают 100-летие любимого поэта Михаила Львовича Матусовского. Большинство из написанных им песен мы поём до сих пор. Они живут с нами и идут рядом по жизни. «С чего начинается родина?», «Берёзовый сок», «Вместе весело шагать», «Вологда», «Старый клён», «Московские окна» и многие другие. И песня, которую многие выдвигали на Гимн Московской области – «Подмосковные вечера».

19 февраля в библиотеке городского поселения Селятино прошёл очередной литературно-музыкальный вечер. На этот раз работники библиотеки предложили участникам вечера активно подпевать известные и любимые песни. А показанные вместе с песнями видеосюжеты помогли всем «окунуться» в атмосферу послевоенных лет.

Михаил Матусовский родился на Украине в городе Луганске в семье фотографа.

  Когда Михаилу еще не исполнилось двенадцати, в местной газете «Луганская правда» появились его стихи.

Рассказывая о своих детских и отроческих годах, Матусовский вспоминал многих своих учителей. Первым доброжелательным критиком стихов была его учительница Мария Семеновна Тодорова. Позже свою благодарность поэт выразит в стихотворении «Школьный вальс», музыку к которому написал И. Дунаевский.

Родители Матусовского были небогатыми людьми, поэтому после окончания седьмого класса он решил поступить в техникум и получить профессию. Но планам будущего поэта не суждено было осуществиться. Его отца сочли кустарем, объявили лишенцем, и юный Михаил не смог никуда поступать. Вместо учебы ему пришлось искать работу. Он писал афиши, работал тапером.  Все изменил случай: приезжий фотограф высоко оценил работы его отца и помог тому вернуться к прежней деятельности. Михаил наконец-то смог начать обучение в строительном техникуме, закончив который он получил работу на стройке. Но… Стихи тянули его в дорогу. И Матусовский поехал в Москву поступать в Литературный институт им. М. Горького. Там он вошел в круг молодых авторов, среди которых были будущие известные поэты В. Луговской и К. Симонов.

Была звезда, да вдруг сорвалась,
Упав с небес на дно пруда.
Была тропа, да затерялась -
Теперь не сыщешь и следа.

Была краса, да всё напрасно,
Коль ты ценить её не мог.
Была заря, да враз погасла,
Ушла за дальний перелог.

Была ветла, да вдруг пригнулась,
Чтоб не ожить уже весной.
Была судьба, да разминулась,
Чтоб вновь не встретиться со мной.

Была сирень, да вся повяла,
Вся до цветочка отцвела.
Была любовь, да вот не стало,
И я не верю, что была.

После начала Великой Отечественной войны Матусовский уходит на фронт военным корреспондентом, проходит через многие жестокие испытания, но все же продолжает писать стихи, в которых рассказывает о героях фронта и тыла.

Он прошёл всю войну от первого дня до последнего…»

И опять о войне, о войне,
О пурге, обжигающей лица,
О седой обгорелой стерне,
Где почти невозможно укрыться.
О расщелине «лисьей норы»,
Там, где сырость живёт постоянно.
О последней щепоти махры,
Обнаруженной в складках кармана.
Об уменье не выказать страх,
Леденящий нам душу некстати.
О разведчике, раненном в пах,
Умирающем рядом в палате.
О глухой монастырской стене,
Где осинки трепещут нагие,
О промозглой демянской весне,
О защитного цвета броне,
О прицельном и кучном огне,
О намокшем шинельном сукне,
О бумажных крестах на окне...
И опять - о войне, о войне -
О другом пусть напишут другие.

Позже из его стихов родились песни такие как «На безымянной высоте», «баллада о солдате», «Пушки молчат дальнобойные»

Его стихи реальны настолько, что ты представляешь людей, о которых он пишет

Здесь когда-то земля содрогалась от боли,
Здесь гуляла война.
На дворов пятьдесят, а не то и поболе
Бабка Поля одна.

Вот и кажется горница та необжитой
И забытой кровать.
Печь к чему ей топить, для кого ей, скажите,
Самовар раздувать?

Только сын иногда из совхоза нагрянет,
Выпьет чарку вина.
И исчезнет потрёпанный газик в тумане,
И опять тишина.

Только муж её, снятый анфас - и не зная
За собою вины,
Смотрит прямо на Полю с переднего края
Отгремевшей войны.

Он своё отшагал под нелёгкой нагрузкой
Со стрелковым полком.
Слух ходил, что погиб на Втором Белорусском
Иль ещё на каком?!

Бабка бродит, ища отсыревшие спички,
От угла до угла.
Бабка с ним, молчаливым, по старой привычке
Обсуждает дела.

Огонёк замерцает пугливый и зябкий
За окном иногда.
Не рентабельно ставить столбы ради бабки
И тянуть провода.

Сухарём городским иль чайком без заварки
Утолив аппетит,
Бабка Поля, как будто бы статуя в парке,
При воротах сидит.

Оказались бы в доме хоть малые внуки,
Пожила б ради них.
Непривычно держать пенсионные руки
На коленях своих.

Поселился здесь сдуру в осенних деревьях
Неприкаянный грач.
Исчезают в Валдае такие деревни,
Исчезают, хоть плачь.

И в бесплодном, как старая женщина, поле
Ни пшеницы, ни льна.
На дворов пятьдесят, а не то и поболе
Бабка Поля одна.


По-настоящему первой своей удачей поэт считал песню «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город (Заречная – одна из улиц старого Луганска). Музыку к этой песне написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов... После него я поверил в силы и возможности песни», – писал поэт.

Михаил Львович не был небожителем, человеком отвлечённых грёз. Он жил вместе со страной, проживал дни обычного советского человека. Всякое привелось ему изведать в судьбе. В частности, пережить тяжёлую болезнь и смерть дочери Елены (они теперь похоронены рядом). В воспоминаниях Е. Матусовской о послевоенном периоде читаем: «Он писал свои стихи, держа тетрадку на коленях, так как у нас не было письменного стола. Однажды к нам в гости пришли Алигер, Долматовский, Симонов со своей первой женой Женей Ласкиной. Есть было нечего, мы жевали сухой чёрный хлеб и запивали его сырцом – неочищенной водкой. Несмотря на столь скудное угощение, всё равно было очень весело… Матусовский был как дитя – очень непрактичный, не умел за себя постоять. И в то же время принципиальный: мог, рискуя, защитить другого человека. Его принцип: «Не прислоняться!» То есть ни у кого из тех, кто занимает высокие посты, не проси помощи – он никогда ни перед кем не пресмыкался…»

Мало кто сейчас знает, что особой любовью пользовалась у Михаила Армения. Культуре этой тогда ещё республики посвятил он свои стихи.

 

Гошская легенда

В душный вечер земля замерла,

Как бы рухнув под тяжестью ноши.

И тогда порешил Тамерлан

Сжечь хранилища книжные в Гоше.

Фолианты темнели в ночи

И сверкали на книгах оклады.

Но достаточно было свечи,

Чтобы все загорелось как надо.

Пламень в пляску пустился вприсест,

А потом распрямился и вырос.

Не один запылал палимпсест,

Не один задымился папирус.

Искры сыпались жарко сквозь тьму,

Груда пепла чадила седая.

И стоял, ухмыляясь, Тимур,

 За ухваткой огня наблюдая.

И тогда-то, сойдясь под дверьми,

Обо всем сговорившись заране:

«Ты в обмен все, что хочешь, возьми!» -

Обратились к Тимуру армяне.

И сказал хромоногий эмир:

«Раз уж молите вы о защите,

Вместо этих бумаг, черт возьми

Вы мне золото ваше тащите!»

И во имя спасения книг

Стали люди сносить осторожно

Паутинки цепей золотых,

Золотые чеканные ножны.

Много было рогов и ковшей,

Стариками хранимых в подвале.

И невесты из тонких ушей

Вместе с кровью сережки срывали.

 Сколько было здесь спасшихся книг

И страниц, не лишившихся крова.

И тогда только варвар постиг,

Как в Армении ценится Слово...

Если это преданье живет

Вроде сказки, подобно былине, —

Почему же здесь каменный свод

Весь в ожогах еще и поныне?!

Отдельный пласт его творчества – песни к кинофильмам. Игровой характер произведений, четко выраженная мелодичность вызвали интерес к произведениям поэта со стороны кинематографистов. Он написал тексты песен к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верностью», «Неподдающиеся», «Девчата», «И снова Анискин», «Щит и меч», «Дни Турбиных» и другим.

 Его песни это заряд бодрости и оптимизма. Как наказ от поэта-фронтовика звучит нам следующее стихотворение

Волнуйтесь

После взятых бастилий
Неужели сдаваться?
Вот и мне запретили
Доктора волноваться.

Помаленечку горбясь,
Жить с согбенной спиною,
Лицемерье и подлость
Обходя стороною.

Если силы иссякли,
Ограничиться малым, -
Посещая спектакли
Со счастливым финалом.

Быть не слишком горячим
И не очень весёлым,
Научась неудачи
Запивать валидолом.

Хуже медленной смерти
Прозябанье на свете...
Вы не верьте, не верьте
В предписания эти.

Жизнь, как новую повесть,
Начинайте с абзаца,
Прямо с ходу готовясь
В эту драку ввязаться.

Пробивайтесь сквозь ветер,
Как тропинка крутая,
Горе ваших соседей
Вашим горем считая.

Коль обиженный плачет,
Проявляйте нервозность.
Дайте недругу сдачи
Без поправок на возраст.

Не робея любуйтесь
Распахнувшейся бездной,
И волнуйтесь, волнуйтесь -
Это очень полезно!

Вечер прошёл на одном дыхании. А закончился он дружным исполнением песни «Подмосковные вечера».

До новых встреч!

 

Категория: Мероприятия | Просмотров: 691 | Добавил: cmb-nf | Рейтинг: 0.0/0