17:49
«Мы желаем счастья вам». Литературно-музыкальный вечер по жизни и творчеству И.Д. Шаферана.

Очень часто, слушая известные песни, а тем более сами напевая их мы просто не задумываемся об их авторстве. Иногда наивно думая, что и эта песня – народная. Взять хотя бы песню «Гляжу в озера синие». Все мы её знаем и всегда подпеваем. Оказывается, что автором стихов является известный поэт-песенник Игорь Шаферан. 


А сколько таких «безымянных» авторских шедевров рассыпано в нашей истории и памяти? Если обратить внимание на авторство песен, это приведет нас к подлинным открытиям. В случае с И. Шафераном, мы обнаружим десятки популярных песен, написанных на его стихи такими известными композиторами советской эстрады, как О. Фельцман, М. Фрадкин, П. Аедоницкий, Л. Лядова, В. Добрынин, А. Мажуков, Е. Мартынов, Г. Мовсесян, Ю. Саульский, В. Мигуля, Я. Френкель и многими другими. Эти песни выдержали проверку временем. Многие из них не уходили из поля зрения и слуха сограждан большой Советской страны, а некоторые, словно поднырнув под волну безвременья, предстают пред нами снова и опять звучат свежо и пронзительно.


Совсем неслучайно то, что написанная Л. Афанасьевым песня на слова И. Шаферана «Гляжу в озера синие» из очень популярного телесериала «Тени исчезают в полдень» (1971) предлагалась в новейшие времена в качестве государственного гимна России.

 

И́горь Давы́дович Шафера́н (настоящая фамилия Шаферман; одну букву он выбросит потом, для творческого благозвучия) (13 февраля 1932, Одесса — 14 марта 1994, Москва) — советский поэт-песенник. Он автор сборников «Слушай, сердце!» (1971), «Красно солнышко» (1973), «Для тебя» (1985) и других. Лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов песни.

 

Говорят, что стихи начал писать еще в школе. Успел хлебнуть рабочей жизни на море: механиком ходил в китобойной флотилии «Слава». В Литинститут им. Горького с первого раза не поступил, поступил в Тимирязевскую академию. Пришел в знаменитое литобъединение «Магистраль», которым тогда руководил Г. Левин, посещал его вместе Б. Окуджавой, В. Леоновичем, А. Ароновым, В. Войновичем.

Потом в Литинституте был принят в семинар М. Светлова, которого боготворил, по чьему совету и начал писать песни. Возможно, это учительство отчасти приоткроет нам тайну генезиса песенности и патриотичности И. Шаферана. Но следует помнить: без дарования успехам в творчестве не помогут ни покровительство, ни протекция, ни учителя. Но без труда - пропадет и дарование. Шаферан окончил Литературный институт в 1960 г. Считают, что своеобразным эпиграфическим прологом ко всему творческому пути стала для Шаферана его песня «Мальчишки» («Рисует узоры мороз на оконном стекле», 1961 г.) с музыкой А. Островского, впервые исполненная И. Кобзоном.

 

Когда протрубили

Тревогу в любимом краю,

Застыли мальчишки

В суровом солдатском строю.

Мальчишки, мальчишки,

Вы первыми кинулись в бой,

Мальчишки, мальчишки,

Страну заслонили собой!...

 

… Мальчишки, мальчишки,

Пускай пролетают года,

Мальчишки, мальчишки,

Для нас вы мальчишки всегда!

 

Среди исполнителей песен Шаферана - самые популярные и известные певцы Советского Союза: И. Кобзон, Л. Лещенко, М. Магомаев, Л. Зыкина, О. Воронец, Ю. Гуляев, М. Кристалинская, Г. Белов, польская певица А. Герман и многие другие.

Тема Родины зазвучала ещё в трогательной песне Э. Колмановского на стихи Шаферана «Журавлёнок».

 

Он рвется в облака,

Торопит вожака,

Но говорит ему вожак сурово:

«Пусть та земля теплей,

А родина - милей,

Милей - запомни, журавленок, это слово!»

....

У нас лежат снега,

У нас гудит пурга,

И голосов совсем не слышно птичьих,

Но где-то там, вдали,

Курлычут журавли,

Они о родине заснеженной курлычут...

 

Не раз и не два Игорь Шаферан возвращался к этой образности, к теме носимого в сердце большого Отечества. Были еще «И светла от берез Россия...», «Раньше думай о Родине» О. Фельцмана (1968).

 

А когда под снарядами

Запылал небосвод,

Если мёртвые падали,

Шли живые вперёд.

Есть традиция добрая

В комсомольской семье:

Раньше думай о Родине,

А потом о себе. 

 

С тем же Леонидом Афанасьевым Шаферан написал также памятную песню «Родимая земля» к телефильму «Вечный зов» (1979).

 

Земля, родимая земля,

Твой зов мы слышим днем и ночью.

Ты почернела от огня,

Твои поля фашисты топчут.

И смерть в бою нам не страшна,

И нет у нас пути другого.

Мы возвратить, земля, сполна,

Мы возвратить сполна,

Тебе свой долг готовы.

 

В 1981 г. к нам пришла лирическая и грустная песня М. Минкова «Мой милый, если б не было войны...», прозвучавшая в кинофильме «Приказ: огонь не открывать» в исполнении В. Толкуновой. Песня сразу стала популярной.

К кинофильму «В зоне особого внимания» (1977) Шаферан с М. Минковым напишет песню воздушных десантников о «продуваемых всеми ветрами войсках». Кто-то скажет, что это фильм пропагандистски-воспитательный, а мы и не станем спорить, как и невозможно отрицать, что он был чрезвычайно популярен и что многие молодые люди выбрали себе путь в жизни и военную профессию благодаря этому фильму и этой песне.

Завистники называли Шаферана конъюнктурщиком, умеющим пробиться и устроиться в жизни. Можно, можно принудительно навязать слуху какие-то официозные сочинения к определенной дате, но нельзя насильственно войти в народную память и сердце. А песенные стихи Шаферана - вошли.

В школу Игорь пошел перед войной, а в 1941 году семья эвакуировалась из героической Одессы. Это о ней, родной Одессе, он потом напишет, а мы услышим в исполнении Ю. Антонова «На улице каштановой».

Песни на стихи Шаферана пели и помнили миллионы людей, зачастую не задаваясь вопросом, а кто же автор текстов. Это и есть высшая форма признания, когда произведения становились именно народными, по сути. И любой мог продолжить любимые строки, как, например:

 

Та весна, казалось, будет вечной –

И глядят из рамочек со стен

Наши мамы в платьях подвенечных,

Наши мамы, юные совсем.  

 

А взять шлягер Р. Паулса «Листья желтые над городом кружатся». Он пришел к нам в переводе Шаферана, поработавшего с оригинальным текстом Я. Петерса.

 Шаферану принадлежат тексты хитов Д. Тухманова «И не то чтобы да, и не то чтобы нет» (1971), лирической песни 1974 года - «Вечная весна», исполненные «золотым» голосом В. Ободзинского. Шаферан много напишет о море: «Моряк вразвалочку сошел на берег», «Белый пароход», «Море с четырех сторон». Песню  «И все-таки море останется морем, и чем-то похоже оно на тебя», - пели то автор музыки Ян Френкель, то ленинградский певец Эдурд Хиль.

 А ансамбль «Песняры» исполнял песни «Наши любимые», «Я к тебе не подойду». Много песен звучало в фильмах. В том числе «Белый танец» в кинофильме «Эта весёлая планета»

Песни на стихи Шаферана - «Для тебя», «Эх, сколько видано», «Ходит песенка по кругу» - настолько полюбились, что тоже словно утратили авторство. Строки стихов Шаферана повсеместно цитировались, переходя из песен в повседневную жизнь. «На тебе сошелся клином белый свет», «Кто-то теряет, а кто-то находит...», «Одна снежинка - ещё не снег», «Вот увидишь», «Разрешите пригласить», «Река родная», «Дети спят» - эти популярнейшие песни пропеты представителями звезд эстрады разных поколений.

Эстрадный композитор В. Матецкий вспоминает: «Вообще, в то время у нас существовала песенная элита, в которую входили поэты Игорь Шаферан, Игорь Кохановский, Михаил Танич. Кстати, Шаферан был и в худсовете «Мелодии». Это было действительно консервативное время, и молодым музыкантам было очень трудно пробиться на пластинки. И наши поэты уже тогда понимали, что позиция членов Союза композиторов была достаточно тупиковой, поэтому искали молодых соавторов, и находили их среди музыкантов существующих групп. Все эти поэты были настроены крайне прогрессивно, и порой небескорыстно, потому что понимали, что в случае успеха, эти песни могли бы принести им солидные авторские гонорары. И они явились своего рода крестными отцами молодых авторов. Например, Танич сильно помог композитору И. Николаеву в его начальной карьере. И Шаферан также многим помог».

Счастливой была не только творческая, но и личная жизнь поэта. Он женился на дочери известного архитектора Бориса Виленского (проектировал станции московского метрополитена «Красносельская», «Аэропорт», «Измайловский парк» и много других крупных объектов) — по большой любви всего через неделю после знакомства. Рассказывать о семейной жизни поэта мы сегодня не будем. Это была жизнь советского человека. Жена одна, дочь одна, и любимая внучка. Игорь Давыдович был домоседом. От выступлений отнекивался до последнего, говорил, что он не артист.

Рассказывают, что этот улыбчивый и грустный одессит учился в одном классе с М. Жванецким, который был на два года моложе. И именно Шаферан сподвиг его пойти по стезе юмориста. Есть мягкие юмористические мотивы и в стихах Шаферана. «У меня братишки нет, у меня сестренки нет» - пели «Верасы», «То ли еще будет, ой-ёй-ёй...» («Песня первоклассника») звучало в исполнении А. Пугачевой.

И. Шаферан вообще отличался остроумием. Это ощутимо и в песнях, но еще более заметно было в жизни. В артистическом фольклоре до сих пор сохранилась байка, как на каком-то банкете поэт оказался рядом с генералом пограничных войск. После энного по счету тоста генерал начал донимать И. Шаферана претензией: «Вот вы такой известный поэт, а почему для пограничных войск ничего не пишете?» Тот сначала пытался отшутиться, но генерал раскипятился не на шутку: «Мы стоим, понимаешь, охраняем, понимаешь, а вы тут сидите и не можете про нас песенку слепить!» «Ну, хорошо, — сказал И.Шаферан , — давайте прямо сейчас... Записывайте начало. «Я границу, как зеницу, стерегу — отлучиться помочиться не могу!...» Продолжать не потребовалось — генерал вскочил, опрокинув с грохотом стул, и в гневе покинул банкет.

Был страстным, до анекдотичности, футбольным болельщиком. Великому тренеру Валерию Лобановскому «ярый спартаковец» не мог простить, что тот на чемпионат мира в Италии не взял кумира «красно-белых» Федора Черенкова. И когда сборная не снискала лавров, откликнулся эпиграммой:

 

Федя в «Спартаке» себя нашел

И пришел со «Спартаком» к победе.

Феде и без сборной хорошо,

Ну, а сборной — не всегда без Феди.

 

Племянник И.Шаферана Игорь Рабинер вспоминает характерный случай. Когда у Шаферана родилась дочь, он сокрушался, поскольку ждал сына - «продолжателя болельщицкого рода». Но в тот день, когда свершилось это событие, И. Шаферан не мог долго находиться в роддоме, его ждала важная встреча. «И вдруг родители поэта, — рассказывает И. Рабинер, — увидели в окно, как он остановился в саду около роддома и страстно, размахивая руками, принялся что-то обсуждать с незнакомыми людьми. Встревоженные, они решили спуститься вниз и узнать, в чем дело. И едва услышали первые звуки разговора, все стало ясно. Ярый спартаковец Шаферан встретил на своем пути поклонника московского «Динамо». Слово за слово — и вокруг спорщиков тут же образовалась толпа. Рождение дочки и предстоящая деловая встреча тут же отошли на второй план».

Категория: Мероприятия | Просмотров: 2003 | Добавил: cmb-nf | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]