bibsel@yandex.ru   тел. (496) 342-91-09

Основное меню


Поиск


Афиша



Интернет

Instagram


Ссылки



Госуслуги



Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Форма входа


Архив записей


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


19.11.2017, 05:54
Главная » 2015 » Август » 26 » «Тихая, зеленая, печальная…"
18:00
«Тихая, зеленая, печальная…"

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная», - так писал И.С.Тургенев о месте, где находилась его усадьба «Спасское-Лутовиново». Именно сюда, в Орловскую область отправилась 8 августа группа активных читателей селятинской библиотеки в экскурсионный тур, организованный при поддержке администрации городского поселения Селятино.

Как известно, по отцовской линии Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать писателя, урожденная Лутовинова была богатой помещицей, в ее имении Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу. Эти земли еще в начале 17-го века были пожалованы одному из предков матери Тургенева. В жалованной грамоте царя Михаила Федоровича, главное поместье  Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского».

В русской истории усадьба – это целый мир, колыбель русских писателей, поэтов и художников, вскормившая и вдохновившая их. Символом любой русской усадьбы являлись липовые аллеи и вековые дубы, которые имеются и в усадьбе «Спасское-Лутовиново». Огромному, крепкому дубу более 180 лет, а к оформлению аллей, расположенных в центре, писатель подошел творчески: он их расположил в форме римской цифры Х1Х, ознаменовав таким образом начало нового 19 века. Именно липовые аллеи, судя по тому с какой нежностью и ностальгией в его произведениях затрагивалась эта тема, стали сосредоточением духа, мыслей, планов писателя. Обязательными атрибутами усадеб были пруды, конюшни, парки.

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести , расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо против дома возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслоненной двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берез виднелась крутая крыша оранжереи».

Со времен основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная самим писателем во время ссылки, ведет к другой такой же беседке в глубине парка.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы, которую он часто посещал.

Природа Спасско-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство – весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.

В обстановке дома – мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 – первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской березы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своем прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самомон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете – письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъем и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух –то как будто «полон мыслей»!...Мысли напрашиваются сами».

За главным домом усадьбы находится здание поменьше, так называемый «флигель изгнанника», построенный в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.

Известно, что во время спасской ссылки 1852 – 1853 гг. И.С. Тургенев жил именно во флигеле. Поэтому с начала двадцатого века, с легкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

Как и в большинстве русских поместий в родовой усадьбе С.С. Тургенева имелся и свой храм -  церковь Спаса Преображения, рядом с которой расположился родовой склеп.

Роль церкви в русской усадьбе велика. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тургенева предков, которые позаботились о том, чтобы сохранить эту церковь -  не сформировалась бы личность Тургенева такой, каким он стал. Любовь к Богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Этот Божественный смысл, содержащийся в любой букашке и тростинке, русская душа постигает интуитивно, тем паче душа великого писателя. Все великие произведения русской культуры были написаны в глухой глуши, когда творец, оставаясь наедине с природой, мог каждое мгновение восхищаться ее совершенством, наполняя свою душу радостью, восторгом и изначальным знанием.

В оставшееся до отъезда время экскурсанты смогли самостоятельно погулять по парку, чтобы лучше ощутить атмосферу прошедшей эпохи: кто-то поспешил сфотографироваться у необъятного дуба, посаженного И.Тургеневым в 14-летнем возрасте, кто-то отправился осматривать окрестности на лодках, самые смелые поехали кататься по парку на лошадиной повозке (в усадьбе по-прежнему, функционирует конюшня), а кто-то присел на скамеечку, чтобы просто надышаться свежим воздухом и проникнуться великолепной природой парка. Каждый нашел себе занятие по душе, впечатлений было масса. Неудивительно, что Иван Сергеевич Тургенев хотел, чтобы ему в наследство досталась именно эта усадьба, окруженная особым деревенским очарованием, где он мог творить свои великие и неувядающие произведения.

 

 

Категория: Путешествия | Просмотров: 463 | Добавил: cmb-nf | Рейтинг: 0.0/0