18:06 «А снег идёт…» | |
17 декабря в библиотеке прошёл вечер памяти советского и российского композитора Андрея Яковлевича Эшпая. Андре́й Я́ковлевич Эшпа́й родился 15 мая 1925 в старинном волжском городе Козьмодемьянске Марийской Республики. Супруга, Александра Михайловна, пианистка, много лет была заведующей фортепианным отделом издательства "Композитор". Дети: Валентин — научный работник Института Кино, Андрей (младший) — режиссер на киностудии имени М. Горького. На формирование творческой личности Андрея Эшпая — выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890—1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных зарисовок. Яков Эшпай — создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов. Подлинным примером служения искусству является подвижнический труд Я. Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898—1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре. Она — племянница композитора А. Н. Тогаева, жившего в Мариинском Посаде (Чувашия), в доме которого и познакомились будущие родители А. Эшпая. Редкую щедрость души ощутил А. Эшпай и в своем первом педагоге в музыкальной школе имени Гнесиных — в Валерии Владимировне Листовой. Их знакомство состоялось, когда Андрею было всего 4 года. Валерия Владимировна пробудила в питомце фантазию мысли и звуков, интерес к урокам музыки, помогла ему найти живой отклик на природу, искусство и "планету людей". Познания В. Листовой в различных сферах художнической деятельности были неистощимы. Ее воздействие — педагога-мыслителя, наделенного чувством Высшей Справедливости, — во многом способствовало становлению Эшпая как творческой личности. Большое внимание Валерия Владимировна уделяла развитию технических навыков. "У меня были ученики, которые любили играть гаммы, не отрывая рук от клавиатуры; так и ползли по полутонам, играя гаммы одну за другой: до мажор, до-диез мажор, ре мажор и т.д. Предварительно они изучали, конечно, каждую из них с большой тщательностью, и только один ученик не учил гамм и играл их без всякой подготовки. Он говорил мне: "Зачем я буду учить гаммы, когда я чувствую их под пальцами с каждой клавиши в терцию, сексту, дециму". Он обладал удивительным слухом. Это был Андрей Эшпай". Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников. Среди них знаменитые сестры Гнесины — Елена, Ольга и Елизавета Фабиановны. В роковом 1941 году музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано В. Листовой окончили два ярких ученика — Андрей Эшпай и Станислав Нейгауз. Учебу в 10-м классе средней школы Эшпай продолжил в Мариинском Посаде, в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло. В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте. В составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой Краснознаменной, ордена Суворова Островской дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки А. Я. Эшпай был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал, принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Тяжелейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине. Район Маобит, театр Комише опер, рейхстаг — места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Эшпая. У стен рейхстага погибли два лучших друга Андрея, разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст). Боевой путь отважного разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечен государственными наградами: орденом Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", польской медалью "За Варшаву, 1939—1945 гг.". Именно на фронте А. Эшпай осознал свое призвание, почувствовал неодолимую тягу к творчеству. После демобилизации он стал студентом музыкального училища при Московской консерватории. В 1948 году Андрей поступил в Московскую консерваторию. Композиторские и исполнительские достижения Эшпая были признаны отличными. Открывалась дорога в школу высшего мастерства — аспирантуру, куда он был принят в класс А. Хачатуряна (1953—1956).
К крупным сочинениям той поры относятся "Симфонические танцы" на марийские темы (1951) и «Венегерские напевы». За год до окончания консерватории, в 1952 году, Андрей Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов. В 1954 году А. Эшпай обращается к новому для себя жанру в сфере симфонической музыки — он пишет Первый фортепианный концерт ("Памяти Мориса Равеля"). На конкурсе молодых композиторов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) Скрипичный концерт Эшпая был удостоен первой премии. На небывалом подъеме композитор создал Первую (1959) и Вторую (1962) программные симфонии. В феврале 1963 года умер Я. А. Эшпай — отец Андрея, человек мудрый и проницательный в искусстве, в жизни — ранимый и беззащитный, сама доброта и отзывчивость. Оборвалась живая связь, но сын навсегда сохранил нежные чувства к отцу и верность его делу.Третья симфония вышла с посвящением "Памяти моего отца" (1964) Почти через четверть века после окончания войны Эшпай написал оперетту "Нет меня счастливей" (либретто В. Константинова и Б. Рацера, 1969). В ней нашли отражение дни мужественного сопротивления нашей Родины фашизму. На киностудии имени М. Горького снята музыкальная кинокомедия "Звезда экрана" (режиссер В. Горриккер). Для Братиславского (Словакия) театра "Новая сцена" Андрей Эшпай создал мюзикл "Свадьба по жребию" ("Любить воспрещается", 1973). Второй концерт для скрипки с оркестром был написан А. Эшпаем по заказу Международного музыкального совета (ММС) при ЮНЕСКО и впервые прозвучал на Всемирной неделе музыки в Братиславе 14 октября 1977 года. Он имел ошеломляющий успех. Симфоническим оркестром радио города Франкфурта-на-Майне дирижировал Э. Инбал. 30 апреля 1976 года в Большом театре состоялась премьера балета А. Эшпая "Ангара" (либретто Ю. Григоровича и В. Соколова по пьесе А. Арбузова "Иркутская история", постановщик Ю. Григорович). Центральной осью драматургии балета стал образ реки Ангары — то сказочно прекрасной, то страшной в своей непредсказуемости. Многие страницы "Ангары" исполнены глубокого лиризма В 1980 году он создает на основе либретто И. Чернышева балет "Круг". "Даже если вы не пишете конкретно о войне, — говорит композитор, — она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. О войне нельзя говорить словами. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война. Все герои в земле — война унесла лучших". Накануне 2000 года Андрей Эшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, — завершил "золотую серию" Концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучания): четыре скрипичных, два фортепианных, Концерты для альта, гобоя, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной Концерт для трубы и тромбона, Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом. За простым перечислением Концертов А. Эшпая стоит колоссальный, каторжный труд, требующий мобилизации как душевных, так и физических сил. Отрадно, что сочинения звучат, а не пишутся "в стол". Если же все опусы композитора умножить на количество оркестров-исполнителей, а затем сложить с их составами, то получится, что целая армия первоклассных музыкантов играет Эшпая. Ряды его слушателей растут и пополняются. На сегодняшний день они уже составляют многомиллионную аудиторию. Памятны в сердцах людей авторские концерты композитора, его теплые встречи с тружениками сел и предприятий, студентами, школьниками, его шефские концерты у воинов, выступления и дискуссии в Домах культуры, клубах, по радио, телевидению и в печати. Он деятельно помогал открывать в самых отдаленных уголках Союза детские музыкальные школы. Кстати, Эшпай не забывает про музыку для детей, его перу принадлежат десятки инструментальных миниатюр (некоторые вошли в "Детский альбом", 1970). В неполном списке географических мест, где видели и слышали Эшпая "живьем", значатся Якутия (с Оймяконом и Мирным), Тюмень и Новосибирск, Урал и Сочи, родная Волга от Ярославля до Астрахани, Санкт-Петербург и Дон, Северный Кавказ и Заполярье, столицы всех бывших союзных республик. Начиная с 1961 года, композитор нередко бывает за границей. Он был членом (иногда председателем) жюри популярных конкурсов и фестивалей. Это — Зелена Гура, Сопот, "Варшавская осень" в Польше, "Неделя музыкального искусства для детей и юношества" в Болгарии, "Пражский фестиваль джаза" в Чехии и др. Интересна музыка Эшпая к театральным постановкам (их около 20): "Опасный возраст" и "Вам двадцать два, старики" (постановка обоих спектаклей С. Штейна, Ленком); "Волшебники живут рядом" (постановка А. Тутышкина, театр миниатюр под руководством А. Райкина); "Теория невероятности" (режиссеры В. Комиссаржевский, Я. Губенко, театр имени Ермоловой); "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (постановка М. Микаэлян) и "Обыкновенное чудо" (руководитель постановки В. Плучек, режиссер М. Микаэлян, театр Сатиры). На протяжении всей своей жизни в искусстве Эшпай пишет киномузыку. Он — автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны. Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами А. Салтыковым ("Бабье царство", "Директор", "И был вечер, и было утро", "Сибирячка", "Возврата нет", "Семья Ивановых", "Емельян Пугачев", "Путь в бессмертие"); Е. Ташковым ("Страницы былого", "Жажда", "Приходите завтра", "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства", "Дети Ванюшина", "Преступление"); В. Левиным ("Повесть о первой любви", "Сильнее урагана", "Долгий путь в лабиринте"); В. Жилиным ("Исправленному верить", "Водил поезда машинист"). Три последние работы в кино: фильм режиссера В. Пендраковского "Я свободен, я ничей" с прекрасными актерами Н. Руслановой и В. Гафтом в главных ролях, детский фильм "Лиза и Элиза" режиссера А. Згуриди и триллер "Умирать легко" режиссера А. Хвана. Несмотря на все перипетии сегодняшней жизни, Андрей Эшпай предан своей Музе и своему вдохновению. "Мое кредо, — говорит композитор, — слова Николая Яковлевича Мясковского: "Быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию". "Я никогда не буду стариком, — говорил Андрей Эшпай. — Мне 75, и мне 19", — тем самым подтверждая истину, что "душа не стареет", а талант неподвластен времени. Выдерживать сумасшедшие нагрузки и суровую действительность наших дней Андрею Эшпаю помогала семья. А. Я. Эшпай — отец кинорежиссёра Андрея Андреевича Эшпая. Невестка А. Я. Эшпая— актриса Евгения Симонова. Внучка Мария Эшпай — пианистка. В короткие дни отдыха композитор Эшпай увлекался горными лыжами, был заядлым мотоциклистом и автомобилистом. Он был готов и сейчас, по его словам, пойти учиться летать, так как изначально хотел "жить в музыке и жить в авиации". Но во все времена самым желанным для него было проехаться по Волге на старом колесном пароходе. Это даже не хобби, это — высшее наслаждение, неизбывная мечта. Эшпай — музыкант-созидатель, мастер своего дела, он по праву считается классиком отечественной музыки В мае этого года композитор отметил 90-летие. К сожалению, он скончался в результате инсульта 8 ноября 2015 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На вечере прозвучали песни из кинофильмов на музыку Андрея Эшпая: «Почему, отчего» из к/ф «Повесть о первой любви» (В.Трошин), «Москвичи» (Э.Быстрицкая), «Может, он рядом» из к/ф «Криницы» (В.Дворянинова), «Песня о Родине» из к/ф «Ночной Патруль» (М.Бернес), «Было солнечное утро» из к/ф «Назначение» (В.Толкунова), «Не надо голову терять» из спектакля «Тень» (Л. Гурченко), «Еду я» (Т.Миансарова), «Два берега» из к/ф «Жажда» (М.Кристаллинская), «Я сказал тебе не все слова» (В. Трошин) и другие. Это был последний литературно-музыкальный вечер 2015 года. Добро пожаловать на первый вечер 2016 года, который пройдёт 21 января, как обычно в 15 часов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |