Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный завод» с распростёртыми объятиями принял селятинских туристов в минувшее воскресенье.
Это одно из самых замечательных мест, связанных с именем А.С. Пушкина. В этом месте, на калужской земле прошли детские и юные годы Натальи Гончаровой, будущей избранницы великого поэта.
В 1718-м году здесь на берегу речки Суходрев калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. Со временем у Карамышева появились два компаньона - его племянник Г.И. Щепочкин и "калужский посадский" А.А. Гончаров. После смерти Карамышева компаньоны полюбовно разделили общее имущество.
Предприимчивый и оборотистый Афанасий Абрамович Гончаров сумел так развернуть своё дело, что через пятьдесят лет этот бывший калужский "горшечник" стал крупным вельможей, владельцем множества заводов и фабрик, хозяином нескольких усадеб и домов в Москве и Калуге, а в его доме в Полотняном Заводе останавливалась сама Екатерина II.
Афанасий Абрамович Гончаров умер в 1784-м году, дожив до 85 лет. Его сын пережил отца ненадолго, и усадьба перешла к внуку Афанасию Николаевичу Гончарову, деду жены Пушкина. Афанасий Николаевич умудрился в короткий срок промотать всё огромное состояние деда, оставив своих детей и внуков ни с чем. Усадьбу Полотняный Завод, впрочем, сохранить семье удалось. Дважды в Полотняный Завод приезжал Пушкин: сначала ещё женихом Натальи Гончаровой - представиться деду невесты, а во второй раз - в гости уже на правах близкого родственника. В Полотняный Завод, в дом своего счастливого детства вернулась с детьми молодая вдова Наталья Николаевна Пушкина, и, не имея практически средств к существованию, прожила здесь несколько лет на попечении своего брата Дмитрия, ставшего к тому времени хозяином усадьбы.
В 1812-м году в усадебном доме размещался Главный штаб Кутузова.
В 1941-м году главный усадебный дом Гончаровых сгорел, деревья в парке были вырублены. Остов полуразрушенного дома простоял несколько десятилетий.
В 1970-е начались реставрационные работы, которые продвигались очень медленно. Тем не менее, к 200-летию со дня рождения Пушкина усадьбу более или менее привели в порядок и открыли в ней музей.
Дворец имеет три этажа. В нижнем этаже помещались людские и кухня, второй этаж занимали парадные залы, а на третьем этаже жили хозяева и их гости. Из вестибюля на второй этаж, где и развернута музейная экспозиция, ведёт деревянная парадная лестница. Понятно, что говорить о полной реконструкции, а уж тем более о реставрации интерьеров не приходится - осталось слишком мало документальных материалов. Но можно, по крайней мере, осмыслить планировку дома, оценить размеры его помещений.
Музейная экспозиция состоит, в основном, из документов и копий документов, а также по крупицам собранных предметов, отражающих разные периоды жизни усадьбы.
С одной стороны от главного дома сохранились служебные корпуса. С другой стороны прямо непосредственно к дворцу примыкают самые старые корпуса бумажной фабрики. Хозяина Полотняного завода такое соседство ничуть не смущало - фабрика была его детищем и его гордостью. Как ни странно, бумажная фабрика, основанная 300 лет назад, работает и сейчас. К корпусам фабрики пристроены Спасские ворота, названные так по стоявшей рядом усадебной церкви Спаса. Ворота живы, а вот от церкви остался лишь фундамент. А чуть правее и подальше - ворота в усадебный парк.
Конечно, хотелось бы увидеть усадебный комплекс и музей в более цветущем состоянии. Тем не менее, следует сказать "Большое спасибо!" и поклониться тем людям, которые в крайне трудное время смогли дать старой усадьбе вторую жизнь и сохранить частицу нашей истории.
Следующим местом, которое посетила наша экскурсионная группа стало село Дворцы. Во времена Великого стояния на реке Угре в 1480 году здесь был расположен стан русских войск - отсюда и название.
Здесь, на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни, открыт музей-диорама «Стояние на реке Угре». Диорама была открыта и освящена Патриархом Московским и Всея Руси в 2014 году. Автором полотна «Стояние на реке Угре» является Павел Рыженко, для которого эта работа стала последней в жизни. Оформлением диорамы занималась студия им. М.Б. Грекова.
Диорама с достоверной точностью передает картину тех исторических дней. Помимо самой диорамы, в музее размещена экспозиция картин Павла Рыженко, посвященных теме освобождения Древней Руси от монголо-татарского ига. В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий и образцы воинского вооружения и доспехов.
Диорама состоит более чем из 150 фигур. Её размеры грандиозны: высота более 6 метров и 20-метровая длина, она оборудована специальным освещением и объёмным звуком. Двухэтажный зал диорамы позволяет смотреть на предметный план с уровня земли, а также можно подняться на небольшой балкон.
В 3 километрах от Владимирского скита располагается Свято-Тихоновский монастырь, а возле него — памятный знак «Стояние на Угре». Обитель была основана учеником Сергия Радонежского преподобным Тихоном Калужским в середине XV века. По преданию, преподобный Тихон был пустынником, жил и молился в дупле дуба, находящегося неподалёку. И во время Великого стояния на Угре пустынник Тихон, которого «обогатил Бог чудес дарованием», тоже был рядом — на диораме «Великое Стояние на Угре» есть и фигура преподобного Тихона. Мощи святого находятся в нижней церкви Преображенского храма. По центру монастыря идет тенистая аллея, а за монастырем — 2 каскадных пруда и речка Вепрейка. Здесь же, при монастыре продают свою местную выпечку — хлеб и пирожки. |