18:30
«Нам не дано предугадать...»

31 октября в «Библиотеке городского поселения Селятино» прошёл литературный вечер «Нам не дано предугадать...», посвящённый 210-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева.

В этот день небольшой зал был полон поклонников творчества поэта. Невозможно было за час с небольшим раскрыть все аспекты жизни и творчества Тютчева, поэтому организаторы вечера, Н.В.Безрукова и С.А.Шохина, выбрали для рассказа самую яркую линию в жизни поэта – тему любви. 

О месте, которое занимали женщины в жизни Тютчева, его сын Федор Федорович писал: "Федор Иванович, всю жизнь свою до последних дней увлекавшийся женщинами, имевший среди них почти сказочный успех, никогда не был тем, что мы называем развратником, донжуаном, ловеласом. Ничего подобного. В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром, чем на счастливого обладателя".

Этому отношению к женщинам мы обязаны озарениями лирических посвящений и памятью о красивейших женщинах, с которыми свела Тютчева судьба. Это же отношение стало источником семейных трагедий и нереализованности его многочисленных талантов.

Сам Тютчев был из типичной дворянской семьи своего времени, в которой модный французский язык уживался со строгим соблюдением отечественных традиций. Кроме Феди, в семье надворного советника Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны Толстой было еще двое детей — старший сын Николай, впоследствии полковник Главного штаба, и дочь Дарья, в замужестве Сушкова.

В 1819 г. Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни.

А вот первой любовью поэта стала Катюша Кругликова. Отношения между влюбленными зашли далеко, и стали одной из причин, почему мать Федора выхлопотала разрешение на досрочное окончание университета.
            В мае 1822 г. его отправили в Петербург на службу в Коллегию иностранных дел. Летом того же года родственник Тютчевых, граф А.И. Остерман-Толстой, увез Федора в Мюнхен, где устроил при русской миссии. "На чужбине" он провел двадцать два года.

Именно там поэт встретил тех женщин, которые своим присутствием озарили его жизнь.

И первая из них - красавица Амалия Лёрхенфельд. «Младая фея» происходила из старинного, очень богатого немецкого рода. Среди страстных поклонников красоты будущей баронессы Крюденер окажутся потом и А. С. Пушкин, и русский император Николай I, и его министр А. X. Бенкендорф, и еще немало известных людей XIX века.

Поздней осенью 1824 года Федор Иванович решился просить руки Амалии у ее родителей. Но, к сожалению, согласие получено не было. Но именно ей на склоне своих лет поэт посвятил одно из лучших своих стихотворений –

«Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло…»

 Вскоре поэт знакомится со своей первой женой Элеонорой Петерсон. Она была из старинного графского рода Ботмеров. Через месяц после знакомства они обвенчались и прожили вместе 11 лет

«...я хочу, чтобы вы знали, — писал он родителям, — что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, удостоверившись в этом почти на опыте, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое, когда оно не фраза».

Элеонора перенесла ужасное потрясение, чудом спасшись с горящего корабля вместе с тремя дочерьми. И через 2 месяца она умерла, по словам не отходившего от ее постели мужа, «в жесточайших мучениях». Тютчев за одну ночь поседел от горя. Память об Элеоноре он долго будет хранить в своем сердце. В 1848 году поэт писал:

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

           Второй (и последней) женой поэта стала Эрнестина Дёрнберг, урожденная баронесса Пфеффель, получившая воспитание в лучших пансионах Парижа и Страсбурга, богатая вдова, одна из самых красивых и умных женщин Германии, имевшая многих поклонников
           1 декабря 1839 года Тютчев написал родителям: «...меня охраняет преданность существа, лучшего из когда-либо созданных Богом... Я не буду говорить вам про ее любовь ко мне; даже вы, может статься, нашли бы ее чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это ее нежностью к детям и ее заботой о них... Я и не встречал натуры, более располагающей к себе детей, нежели ее. Да, это натура весьма благородная и прекрасная...»
         Эрнестина Федоровна из родственного окружения была для мужа, пожалуй, единственным достойным собеседником на протяжении всей их совместной жизни. С ней он на равных обсуждал и правительственные, и политические дела в России и в Европе. Это именно с ее помощью он написал в конце 1840-х годов цикл статей, принесших ему известность политического публициста. И ей посвящены многие стихи поэта:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Но прежде всего Тютчев был великим лириком, сочинителем, которому так не хватало порой свежего, волнующего вдохновения для новых стихов, новых встреч, прекрасных собеседниц, способствующих тому, чтобы утолить «тоску желаний...».

И однажды в Смольном институте, где учились его дочери, поэт знакомится с Еленой Денисьевой. Елена Александровна принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она рано лишилась матери.  Выйдя в отставку, Александр Дмитриевич вновь женился, получил должность исправника в Пензенской губернии и лишь изредка проведывал дочь от первого брака, бывшую при тетке в Смольном на правах вольнослушательницы.

Как свидетельствовал А. И. Георгиевский (родственник Денисьевых) о Елене, «...природа одарила ее большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и, когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей большой любезности и приветливости, при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников».

Она была на 23 года моложе поэта. Увлечение поэта нарастало постепенно, пока не вызвало наконец со стороны Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...»

Любовь Тютчева и Денисьевой продолжалась в течение четырнадцати лет, до самой ее смерти. У них было трое детей. Все они по настоянию матери записывались в метрические книги под фамилией Тютчевых. Поэта она любила страстной, беззаветной и требовательной любовью, внесшей в его жизнь немало счастливых, но и немало тяжелых минут.

Рождение третьего ребенка в мае 1864 г. обострило течение чахотки у Денисьевой. 4 августа 1864 г. Леля скончалась на руках у Федора Ивановича.

История этой любви запечатлена в цикле стихотворений, составляющем вершину интимной лирики. Горе, раскаянье, поздние сожаления, чувство обреченности, надежда на примирение с жизнью, — все вылилось в предельно откровенных стихах, составивших знаменитый «Денисьевский цикл».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

 

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

После смерти Елены Денисьевой Ф. И. Тютчев прожил еще около десяти лет. Ни возраст, ни болезни не лишили его редчайшего дара — умения любить и быть любимым. Были в его жизни и другие женщины. А ещё у поэта было 9 своих детей и 7 – приёмных.

Но незадолго до кончины Федор Иванович обращается со стихотворными строками любви и признания к Эрнестине Федоровне:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

 Скончался Ф.И.Тютчев 15 июля 1873 года в Царском Селе.

 Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

 С.Шохина
Категория: Мероприятия | Просмотров: 1994 | Добавил: cmb-nf | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]