19:28
Рассказ А. Н. Правдина о своём деде, боевом офицере А.С. Бахове

Этим материалом мы начинаем новую серию – «Герои войны и их личные вещи». В нашем музее содержится много экспонатов, принадлежавших солдатам и офицерам Советской Армии, а еще у нас есть большое количество друзей, готовых поделиться историями о своих родственниках, прошедших Великую войну и предметах, сопровождавших фронтовиков в то нелегкое время.

Сегодня воспоминаниями о своем деде делится музыкант и дизайнер Андрей Правдин. 

"Расскажу вам немного про своего дедушку, Анатолия Сергеевича Бахова. Сразу оговорюсь, я буду называть его «дЕда».

– "Дедушка"?

– Ну, мне ж не 5 лет...

– "Дед"?

– Для меня он не дед с завалинки. Поэтому – просто «дЕда».

Итак...

Бахов Анатолий Сергеевич. Доктор наук, профессор МИД СССР. Подполковник в отставке. Специалист по морскому праву и Варшавскому договору. Воевал, был ранен. Начал работать с 13 лет. Потом ФЗУ, военное училище, гарнизоны, академия, война, окончание академии с отличием. Прошёл путь от грузчика в порту до доктора наук, профессора Академии МИД СССР. Наизусть цитировал Пушкина и Маяковского. По слуху играл на домре.

Деда мне много историй поведал про войну. Ужасов не передавал, но то, что имело тогда некое понятное содержание для подростка, рассказывал, и не раз…

Он был призван на фронт из академии. Не успел закончить до войны, - призвали со старших курсов. Довольно долго работал "в тылу" - готовил радистов для засылки за линию фронта. Дед был связистом. Вот и работал с девчонками-радистками. Всегда вспоминал о них с особым уважением. Они же молодые совсем были, а их засылали за линию фронта, в неизвестность, и порой, это была дорога в один конец. Позже его перевели в действующую часть, на передовую. А так, как послужной список у деды был уже серьезным, то служил он старшим офицером связи при штабе.

На фото его компас. Не знаю, пользовался ли он им на войне, нужен ли он был там тогда. У русского солдата всё всегда было просто: позади Россия, впереди враг. А для восстановления связи компас тоже не особо нужен. Ползи себе под обстрелом по линии кабеля. Как обрыв найдёшь, провода "вяжи" и назад. Был такой случай с дедой, с Анатолием Сергеевичем. Обычно командир провода не ползал "вязать", а посылал рядовых связистов. Но как-то раз все связисты "закончились": кого ранило, кто-то погиб. И пополз деда сам. После этой «прогулки» под бомбёжкой у него из ноги достали осколок разрывного снаряда. Осколок после войны хранился в футляре, сделанном из гранаты от гранатомёта. И еще деду наградили за эту "прогулку" орденом, – восстановил офицер Бахов связь со Ставкой.

А еще Анатолий Сергеевич курил. Курил трубку. Я храню все его трубки вместе с компасом и другими вещами. Одна трубка, та, что чёрная – это трофей. Солдаты, в основном, курили самокрутки. А деда офицер, - трубку. Вот бойцы у какого-то нациста – тоже, видимо, офицера – трубочку для деды и конфисковали. На ободке этой трубки видны готические буквы. Может это логотип фирмы какой, может ещё что… Но видно, что вещь “импортная“.

Ещё деда часто вспоминал, как он однажды понервничал в штабе. Сути я сейчас не перескажу. Но помню, как он рассказывал, что как только вышел на улицу, так сразу обойму пистолета разрядил в пол, – «нервы перетянутые расслабил».

И маленькая история про часы...

Кроме медалей и орденов бывают не менее важные и значимые награды. Например, именные часы. Бахова Анатолия Сергеевича командование награждало ими дважды. На фото – часы, которые деда получил от Наркома Обороны ещё до войны и пользовался ими потом долго. Даже сейчас такой дар – это важный знак внимания со стороны власти к человеку; а в то время часы были далеко не у всех и стоили недешево. Так что, часы из рук Наркома Обороны – вдвойне ценный подарок.

Сегодня это просто старые, облезлые, рядовые карманные часы. Деда рассказывал, что тогда механизмы вынимали из золотых и серебряных корпусов, вставляли их в дешевые, а корпуса из драгметаллов государство переплавляло и продавало. Торгсин этим занимался. Ценны эти часы лишь для меня. Как память о деде.

Кстати, были и вторые наградные часы. Видимо, вторые часы были совсем не рабочие и дед дал мне их играть. Я был мал. Совсем... А значит, жил по принципу "хочу всё знать!". Вот я с ними и «поиграл», - разобрал, конечно. И конечно собрать мы их больше не смогли. Так, они и лежали, разобранные, в ящике с инструментами многие годы. И кто и за что вручил те часы деду, я уже и не помню. А спросить не у кого уже.

Много деда интересного рассказывал. Но нет его уже давно. Всего не вспомнишь, а потому и не напишешь.

Мои бабушка и дедушка.
Вера Ивановна - военврач.
Анатолий Сергеевич - связист.

Андрей Правдин, Вера Ивановна и Анатолий Сергеевич. Фото начала 90-х годов.

Дедов и бабушек наших, прошедших через войну, не забывайте. Храните реликвии, с ними связанные. Пока мы помним наших предков – они живы!

Категория: Зал Воинской Славы | Просмотров: 1024 | Добавил: zvs | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]