17:46
Автобусная экскурсионная поездка в г. Вязьма, музей "Богородицкое поле" и музей-усадьбу А.С. Грибоедова "Хмелита".

Музей-мемориал «Богородицкое поле».

Жители нашего городского поселения Селятино ежемесячно с интересом и нетерпением ждут сообщения об очередной автобусной экскурсии.

В сентябре поездка в город Вязьма Смоленской области была для большинства большим открытием и потрясением от увиденного и того, что мы услышали от рассказа местного краеведа и поисковика, директора местного музея «Богородицкое поле». С посещением именно этого мемориального комплекса под Вязьмой мы начали наше знакомство со Смоленщиной.

     Здесь в октябре 1941 года немецкие войска начали операцию «Тайфун» по захвату Москвы. Собрав огромные силы, немецкие главнокомандующие нанесли два главных удара - севернее и южнее автотрассы Москва - Минск. В окружение попало пять наших армий – 16-я, 19-я, 20-я, 24-я, 32-я армии. Западный и Резервный фронт прекратили своё существование. Всего в «мешке» оказалось более 1 миллиона человек. Не менее трети из них погибли, а 688 тысяч, по немецким данным, попало в плен и тоже большей частью погибло. У историков эти события получили название «Вяземский котёл».

     Музей «Богородицкое поле» был открыт в 2012 году на месте одной из отреставрированных построек бывшей дворянской усадьбы.

     Экспозиция музея состоит из фотографий, карт, личных вещей бойцов, макетов стрелкового оружия.

     Главная задача музея – объективное и всестороннее освещение событий октября 1941 года, достойное увековечение памяти защитников Родины – воинов Западного и Резервного фронтов.

     Неподалёку от музея расположен мемориал «Богородицкое поле», он был открыт в 2009 году. Мемориальный комплекс включает в себя братские могилы, где ежегодно в октябре, в очередную годовщину трагических событий в 1941 году на Вяземской земле, происходят торжественные перезахоронения останков советских воинов, обнаруженных поисковиками в лесах и болотах.

     Весь комплекс мемориала памяти воинов Западного и Резервного фронтов настраивает посетителей на глубокие размышления не только о самих октябрьских боях 1941 года под Вязьмой, но и о той огромной цене, какую пришлось заплатить советскому народу за победу над фашистской Германией и её союзниками.


Государственный Музей-заповедник Хмелита.

     Следующим пунктом назначения нашей группы стал Государственный Музей-заповедник «Хмелита».

     Старейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли – родовое имение семьи Грибоедовых.

     Село впервые было упомянуто в Писцовых книгах под 1614 годом. В ту пору им владели князья Буйносовы-Ростовские. С 1680 года село перешло во владение знатного рода Грибоедовых. Капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед выдающегося драматурга и дипломата А.С. Грибоедова, стал владельцем Хмелиты в 1747 году. 6 лет спустя Федор Алексеевич распорядился построить в Хмелите роскошную барскую усадьбу. Имя архитектора, создавшего великолепный дворцово-парковый ансамбль, затерялось в прошлом. Ансамбль усадьбы состоит из главного дома, 4 флигелей (3 из которых отстроены заново), усадебной церкви, 2 копаных прудов и остатков регулярного парка.

     В конце XVIII-начале XIX в. Хмелитой владеет Алексей Федорович Грибоедов, хлебосольный московский барин, живший летом в Хмелите так же широко и открыто, как и зимой в Москве. В его усадьбе была богатая библиотека, коллекция картин, домашний театр и цыганский хор. У Алексея Федоровича собирался цвет российской аристократии: Уваровы, Якушкины, Шереметевы, Разумовские, Хомяковы, Татищевы, Радищевы, Нахимовы. Летом в усадьбе дядюшки частенько гостил его юный племянник Саша Грибоедов.

     Александр Сергеевич Грибоедов всегда будет одной из главных загадок русской литературы. Бесспорный шедевр «Горе от ума», заученный чуть ли не наизусть, одновременно блестящая дипломатическая карьера, романтическая любовь к юной грузинской княжне и трагическая гибель. Нет слов: Грибоедов — человек-легенда.

     Нельзя даже точно указать год рождения Грибоедова. Колебания значительны: от 1790 года (более или менее общепринятая дата) до 1795 года. Столь же удивительно и то, что его родители до свадьбы, не состоя в родстве, носили одну фамилию. Отец — отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов — был из дворян Владимирской губернии; мать — Настасья Федоровна Грибоедова — из дворян Смоленской губернии. По-видимому, детские годы будущего дипломата и литератора прошли во Владимире. Но брак родителей вскоре фактически распался. В 1801 году мать с сыном и дочерью переселяется в Москву в собственный дом на Новинском бульваре; отец же остался в своей деревне и при редких наездах в первопрестольную столицу почти не уделял внимания семье, проводя дни и ночи вне дома за ломберным столом. Пристрастие к картам в конце концов его разорило.

     Об отце Грибоедов никогда не упоминал. Но и к матери он не испытывал большой привязанности. Ее расчетливость, решительный и резкий характер ставили непреодолимые препятствия даже для близости с детьми.

     Родня матери принадлежала к влиятельной московской знати. Фактически среди обширного и разветвленного семейства первенствовал ее брат Алексей Федорович Грибоедов. Это был тип «большого барина», с размахом тратящего большие деньги на великолепные балы в Москве и шумное хлебосольство в своей усадьбе Хмелита. Его противоречивая натура, в которой были причудливо перемешаны широта и мелочность, бесшабашность и низкопоклонство, до некоторой степени запечатлены Грибоедовым в образе Фамусова. Но все-таки Фамусов представляется гораздо менее значительным по сравнению со своим прототипом. По-видимому, это понимал и сам Грибоедов.

     Во второй половине XIX в Хмелита приходит в упадок. Лишь в 1894 году имение купил граф Пётр Александрович Гейден, потомок выходцев из Голландии, умеренно-либеральный политик, общественный деятель. Он велел отреставрировать старинный дворец и перевез в него великолепную коллекцию живописи, прежде принадлежавшую его тестю князю Дондукову-Корсакову. После 1917 года собрание было национализировано, вывезено в Петроград, Москву и Смоленск и частично утрачено. Хмелита не особенно пострадала в первой половине ХХ века, даже Великая Отечественная Война и оккупация не затронули её.

     Но в 1954 году колхозники, желая согреться, развели костер прямо в усадебном доме, в котором сушилось колхозное лыко. Дворец горел несколько дней, после пожара местные жители начали разбирать усадьбу на кирпич.

     В 60-е годы в Хмелите случайно оказался выдающийся русский реставратор П.Д.Барановский, он начал восстанавливать обгорелые руины. Реставрацию продолжил ученик Барановского и нынешний директор музея Виктор Кулаков. Он смог преодолеть множество бюрократических рогаток, восстановил дворец и не допустил, чтобы в нём вновь устроили сельский клуб и дирекцию совхоза. В 1995 году во дворце был открыт единственный в стране музей А.С.Грибоедова  и героев его комедии “Горе от ума”.

     Крутая деревянная лестница ведёт из сеней на второй этаж, к анфиладе восстановленных парадных залов. Сейчас она выглядит так, будто гости Алексея Федоровича Грибоедова покинули их совсем недавно, быть может около суток назад. В роскошном бальном зале собиралось то самое блестящее общество, здесь танцевали, играли в карты, музицировали.

     Рядом с залом устроена столовая, где можно увидеть подлинную посуду, принадлежавшую Грибоедовым, а вот старинная мебель хоть и относится к той эпохе, но владельцам имения никогда не принадлежала. Однако подобная обстановка могла быть в парадных покоях Грибоедовых.

     Умом понимаешь, что эта обстановка не может быть подлинной, ведь с тех пор прошло 200 лет, включая революции, войны и колхозные пожары. Однако сердцу хочется верить, что именно эти вещи помнят и Алексея Федоровича, и его племянника Сашу и отца будущего героя-флотоводца П.С. Нахимова.

     Выйдя из дворца, обращаешь внимание на усадебный храм, на 2/3 отстроенный заново. Это церковь казанской иконы Богородицы, возведенная в 1759 году. Сияющая свежей краской колокольня отстроена заново, а в стенах церкви старый, потемневший и выщербленный кирпич соседствует с кусками современной кладки. Церковь служила родовой усыпальницей Грибоедовых: здесь покоились строитель усадьбы капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов, его сын коллежский советник Алексей Федорович и князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Усыпальница была уничтожена после закрытия церкви.

Мемориальный музей П.С. Нахимова

     Через дорогу от усадьбы на берегу пруда стоит скромный каменный флигель. Когда-то он был частью оранжереи, а сейчас в нём устроен музей Павла Степановича Нахимова.

     П.С.Нахимов родился на Вяземской земле в сельце Городок в 1802 г. Будущего флотоводца крестили в Спасской церкви Спас-Волжинского погоста, разрушенной в хрущевские времена. Его отец, отставной секунд-майор Степан Михайлович Нахимов не имел достаточно средств, чтобы дать детям образование.

     Поэтому его сын Павел, как и четверо его братьев, подали прошение о приеме в Морской корпус. Из-за нехватки мест Павла приняли туда только 2 года спустя, когда ему исполнилось 13 лет. Вся жизнь Нахимова была отдана делу служения России и морю. По выходе из училища Нахимов принес клятвенное обещание о служении Императору и России.

     В чине мичмана от участвует в кругосветной экспедиции адмирала Лазарева на фрегате “Крейсер”. Сражается с турками при Наварине, командуя батареей на линейном корабле Азов. В 1832 году Нахимова назначают командиром фрегата “Паллада”. Его макет представлен в музее в Хмелите.

     В начале Крымской войны эскадра под командованием Нахимова одержала победу над превосходящим по численности турецким флотом в Синопской бухте. Это была одна из величайших морских побед в истории Черноморского флота.

     Однако в 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Черноморский флот был блокирован в Севастопольской бухте. Оборона Севастополя была поручена адмиралам Корнилову и Нахимову. Корнилов погиб 5 октября 1854 года, Нахимов фактически оказался командующим обороной Севастополя. 27 марта 1855 года Нахимова произвели в адмиралы. Отличавшейся храбростью адмирал ежедневно объезжал позиции. 28 июня он был смертельно ранен пулей в голову.

     По свидетельству современников Павел Степанович Нахимов был очень скромным человеком. именно поэтому его портретов анфас просто не существует. Он отказывался позировать художникам. Его профильные портреты были выполнены на основе набросков, когда флотоводец был поглощен работой.

     Нахимов так и не женился. Зато он всегда заботился о своей команде, о простых матросах. На кораблях говорили, что их командир женат на всём Черноморском флоте.

     Во время обороны Севастополя Нахимов не забывал о родной Смоленщине, писал письма родным, обещал приехать после войны. Этому не суждено было случиться. Но в память о Павле Степановиче Нахимове в Хмелите, столь удалённой от моря, трепещет на ветру Андреевский флаг.


Обзорная экскурсия по г. Вязьма.

     Завершилась наша миниатюрная экскурсия по Смоленщине обзорной экскурсией по городу Вязьма.

     Город Вязьма принадлежит к числу древнейших городов России. Он расположен на возвышенности в 175 км восточнее Смоленска и в 245 км западнее Москвы на берегах реки Вязьма и впадающей в нее Бебри. История города уходит корнями в домонгольскую эпоху. Существуют различные версии о времени возникновения города, но в официальной историографии утвердилась дата 1239 год – год, когда Вязьма, согласно письменным историческим источникам, была отдана в удел Андрею Владимировичу Долгая Рука, внуку Рюрика Ростиславича Смоленского, и стала центром удельного княжества в составе Смоленского княжества.

     Почти 800-летняя летопись города Вязьмы изобилует славными и трагическими событиями. Сведения о Вязьме в XII – первой половине XV вв. крайне незначительны. Известно, что город вел бурную для того времени экономическую жизнь в составе Смоленского княжества. В 1403 г. Вязьма была присоединена к Великому княжеству литовскому.

     Под властью Литвы город находился до 1493 г., когда войска московского государя Ивана III под командованием воеводы Даниила Щени без боя овладели Вязьмой. С этого момента история города неотделима от истории Российского государства. 
     Решающую роль в истории Вязьмы играло исключительное географическое положение города. На протяжении столетий, вплоть до второй половины XIX века, город являлся важным экономическим центром, обеспечивающим торговые связи и экономические контакты Московского государства с соседними странами, а затем центральных российских районов с западными губерниями России. Одновременно с этим географическое положение определило роль Вязьмы в отечественной истории как важного оборонительного рубежа на западном направлении Российского государства.

     Первым делом наша экскурсионная группа посетила историко-краеведческий музей, которых располагается в здании Богородицкой церкви.

     В 1970 г. на базе школьного музея, созданного учителями С.И. Борисовым и П.М. Запориным, в приделе Жен Мироносиц Богородицкого храма был открыт Вяземский историко-краеведческий музей. В занимающей восемь залов экспозиции представлены следующие разделы: "Вязьма с древнейших времен до XVIII в.", "Война 1812 г. в пределах Вяземского уезда", "Вязьма во 2-й пол. XIX - нач. ХХ вв.", "Городской и сельский быт", "Вязьма театральная", "Вязьма в годы Великой Отечественной войны", "Вязьма послевоенная".

     В фондах музея хранятся коллекции археологии, нумизматики, крестьянской одежды кон. XIX - нач. ХХ вв., самоваров. Музей располагает большом фотодокументальным фондом. В экспозиции представлены личные вещи композитора А.С. Даргомыжского, генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, народных артистов СССР Л.И. Касаткиной и А.Д. Папанова. Интерес представляют мебель, предметы быта, фотографии и театральные афиши рубежа XIX-ХХ вв., а также пряничные коробки и доски для печатания вяземских пряников.

     Рядом с музеем стоит памятник Перновскому полку. Как гласит история, именно этот полк первым вошел в город, захваченный французами в 1812 году. Рядом с памятником находится плита, на которой высечены имена солдат и офицеров Перновского полка, погибших в боях за Вязьму.

     Затем мы совершили экскурсию к Спасской башне.

     Спасская башня В 30-х гг. ХVII в. на западе Московского государства строились почти одновременно две каменные крепости - Можайская и Вяземская. Единственное, что сохранилось от вяземской крепости - это Спасская башня и остаток земляных валов. Эта башня была построена одной из самых первых.  Суровостью и предельной простотой внешнего облика она в определенной мере перекликается с башнями Соловецкого монастыря, хотя, в отличие от них, - четырехгранная, сложена из большемерного кирпича на белокаменном цоколе.

     Система кладки, конструкция свода, архитектурный облик башни говорят о чрезвычайно высоком умении ее строителей.

      Дальше наш туристический путь лежал на площадь Ефремова, где находится памятник генералу М.Г. Ефремову. Во время Великой Отечественной войны Ефремов командовал 33-й армией. Армия была включена в состав Фронта Можайской линии обороны. К началу февраля 1942 года противник сильными контрударами отрезал часть сил армии и корпус от основных сил Западного фронта. Действуя в тылу врага, части армии во взаимодействии с 1-м гвардейским кавалерийским и 4-м воздушно-десантным корпусами и партизанскими отрядами до июня удерживали обширный район, сковывая значительные силы немецких войск. В ходе тяжелых боев в окружении погиб командующий 33-й армией генерал-лейтенант М.Г. Ефремов. В 1996 году ему посмертно присвоили звание Героя России.

     На протяжении всей истории город Вязьма являлся крупным религиозным центром России, с многочисленными храмами. Трудно вязьмичам представить свой город без Иоанно-Предтеченского монастыря. Он располагается на северо-западной окраине города и является одним из старейших на Смоленской земле православных монастырей. Основал эту обитель в 1536 году Преподобный Герасим Болдинский.

Вначале был поставлен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. Поэтому обитель получила название - Иоанно-Предтечев Вяземский мужской монастырь. Покинул обитель преп. Герасим, оставив своего ученика Симеона игуменом обители. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей.

$CUT$

Категория: Путешествия | Просмотров: 1827 | Добавил: cmb-nf | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]